Тюрина Елена Юрьевна, воспитатель

Самообразование 2023 - 2024

МДОУ Архангельский детский сад «Антошка»

Отчёт по самообразованию педагога

 

Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Выполнила: Тюрина Елена Юрьевна

2023-2024 учебный год

В 2023-2024 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании» по вопросам определения системы организации воспитательной работы (вступил в силу с 1 сентября 2020г.). Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в основную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В трактовке воспитания усилена роль гражданско-патриотического воспитания. Одна из основных целей развития системы образования – воспитывать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 5-7 лет в воспитании патриотических чувств?

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме : изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-7 лет.

Задачи:

• Проанализировать литературу по данной теме.

· Разработать индивидуальный план работы по самообразвоанию, а также план работы с детьми и родителями.

• Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-7 лет в детском саду.

• Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

· Уточнить и закрепить представления детей о семье, семейных традициях и отношениях людей в семье, о проявлении в семье заботы, любви, уважения друг к другу, расширять знания о труде своих родителей;

· Воспитывать любовь к родным и близким, желание помогать и заботиться о них;

· Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям;

· Быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей;

· Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, быть вежливыми,

· Учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия;

· Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление к совместным играм;

· Продолжать знакомить с литературными произведениями,

· В которых отображаются события из жизни семьи,

· Труд родителей, их забота о детях, ответная любовь детей.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

Н. Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002

А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.

Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников». М., Просвещение, 2007.

Е. Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г. Волгоград: Учитель, 2007.

Е. К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.

Р. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ»(Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007.

Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007.

Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007.

Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007.

Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.

Изучение темы начала с раздела: «Патриотическое воспитание детей 5-7 лет в детском саду». Изучила книгу А. Д. Жарикова «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001. Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о патриотическом воспитание в ДОУПатриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

План работы с детьми на сентябрь:

1. Составление рассказов детей о членах семьи на основе личного опыта.

2. Беседа на тему: «Я горжусь трудом своих родителей».

3. Беседа на тему: «Мои домашние обязанности».

4. Рисование на тему «Я и моя семья».

5. С/ролевая игра «Семья».

6. Дидактические игры: «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

7. Чтение художественной литературы.

8. Рассматривание семейных фотографий.

9. Работа над понятиями: семья, родня, фамилия, имя, отчество.

10. Чтение стихотворений о бабушке, сестренке, братишке и т. д.; Заучивание стихотворений о Родине.

11.  Проведение спортивного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья».

 

В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Принципы патриотического воспитания детей 5-7 лет в детском саду». Изучила статью из методической литературы по теме «Нравственно–патриотическое воспитание детей» М., Просвещение, 2007. По данному вопросу я проводила консультацию с родителями.

 Я подробно изучила принципы патриотического воспитания :

• Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

• Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

• Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

• Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна, а с другой — создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

• Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Тема«Мир природы».

Задачи:

· развивать у детей активный интерес к природе, укреплять

и систематизировать его;

· способствовать дальнейшему познанию детьми мира природы,

открывая для них новые растения, животных, признаки живых организмов,

объекты неживой природы, свойства природных материалов,

· воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

1. Слушание классической музыки из цикла «Времена года» «Осень».

2. Беседа «Растения нашей области».

3. Беседа «Животные нашей области».

4. Занятие «На бабушкином дворе».

5. Чтение художественной литературы.

6. Рисование «Мое любимое животное».

7. Пальчиковые  игры: «В лес всех выпустим зверей»«Гриб».

8. Заучивание гимна РФ, торжественное  поднятие флага (каждый понедельник).

9. Проведение мероприятия «Дарим добро по кругу».

10. Заучивание военных песен.

11. Изготовление подделок для военных в СВО. Встреча с участником СВО.

В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Актуальность создания благоприятной развивающей среды по патриотическому воспитанию». Изучение начала со статьи Л. А. Кодрикинского «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2006.

В группе был пополнен по возрасту детей (5-7 лет) уголок по патриотическому воспитанию : «Моя Родина – Россия!», где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами.

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Тема : «Я люблю свой детский сад и село, где я живу».

Задачи:

· уточнить знания детей о названии родного села,

· познакомить их с главными его достопримечательностями,

· вызвать у детей чувство восхищения красотой родного села.

· познакомить детей с понятиями: «город»«село»,

с особенностями жизни людей в селе.

· воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости

за него, желание сделать его еще красивее.

· расширять знания о профессиях людей работающих в детском саду.

1. Посещение нашего Архангельского сельского дома культуры.

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения села, его

достопримечательности.

3. Рисование «Дом, в котором я живу».

4. Чтение Б. Житков «Что я видел по дороге в детский сад».

5. Аппликация «Наш любимый детский сад».

6. Конструирование «Дома бывают разные».

7. С/ролевая игра «На экскурсию поедем на автобусе».

8. Экскурсия «По улицам родного села».

9. Проведение мероприятия «День единства».

16 апреля 2024 в 13:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.